10 февраля в Санкт-Петербурге состоялась первая федеральная конференция «Малому бизнесу — большую полку», в которой приняли участие руководители субъектов Российской Федерации, представители органов власти, деловых объединений и экспертного сообщества. Среди основных тем, которые обсуждались на конференции, — форматы совместной работы малого бизнеса с крупными компаниями в сфере ритейла. В пленарном заседании принял участие Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов, который озвучил инициативы по совершенствованию алгоритма взаимодействия сектора МСП и торговых сетей.
Открывая заседание, первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин подчеркнул, что крайне важно обсудить настройку механизма взаимодействия малых форм хозяйствования с торговыми сетями, набор инструментов и возможностей для продвижения и реализации их товаров, а также меры поддержки. «У наших регионов — колоссальный потенциал. Такой формат встречи позволит придать импульс взаимовыгодному сотрудничеству торговых сетей и сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Федерации», — сказал он.
Спикер добавил, что малый бизнес является потенциально мощным источником пополнения рыночных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Фермеры, как отметил Яцкин, не в состоянии самостоятельно выполнить весьма жесткие требования крупного сетевого торгового формата к объему, ритмичности, стандартизации поставок.
«Это может быть обеспечено путем создания условий для реализации фермерской продукции и устранения препятствий и помех на пути ее продвижения. Нам нужна система поддержки фермерских хозяйств — малых, средних, крупных, чтобы они могли без препятствий продавать свою продукцию», — отметил он и привел в пример пилотный проект регионального агрегатора фермерской продукции в Липецкой области, запущенный в 2022 году. Помимо этого, необходимо использовать и развивать другие форматы, обеспечивающие выход продукции на продовольственный рынок, в том числе институты оптово-продовольственных рынков.
Яцкин подчеркнул, что меры и средства поддержки сельхозтоваропроизводителей должны быть одинаково доступны для всех форм хозяйствования, отвечать их особенностям и потребностям. Это касается доступности кредитных ресурсов, проката на льготных условиях малогабаритной сельскохозяйственной техники, оборудования.
Со своей стороны, Президент X5 Group Екатерина Лобачева заявила, что сегодня более половины поставщиков торговой сети являются малым бизнесом, и работе с ним придается особое значение. «В прошлом году мы усилили работу с локальными поставщиками через взаимодействие с администрациями регионов, местные торгово-закупочные сессии и открытие "Фермерских островков". Мы продолжим совершенствовать нашу работу с малыми компаниями и предлагать новые форматы партнерства и проекты, чтобы от этого выигрывали все стороны», — подчеркнула она.
В свою очередь, Сергей Борисов напомнил, что в июне 2022 года на Неделе российского ритейла «ОПОРА РОССИИ» подписала Соглашение о сотрудничестве с X5 Group. Оператором его реализации является «ОПОРА-СТАРТ» — проект «ОПОРЫ РОССИИ», нацеленный на развитие, поддержку и продвижение отечественных производителей натуральных и уникальных продуктов, а также предоставление возможности потенциального роста малым и средним компаниям. Одной из приоритетных его задач является расширение ассортимента локальных товаров и возможности их реализации в федеральных и региональных торговых сетях и на других площадках в сфере розничной торговли.
Для того, чтобы усилить двустороннее взаимодействие Сергей Борисов выступил с предложением создать единый агрегатор поставщиков МСП в лице одного из ключевых объединений Ассоциации «НП «ОПОРА», отстаивающего интересы представителей добровольных союзов потребительских обществ нашей страны, — Центросоюз.
Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что «ОПОРА-СТАРТ», взаимодействуя с X5 Group в рамках Соглашения, провела анализ работы поставщиков с сетью и обнаружила ряд проблем, с которыми сталкивается малый бизнес при выходе на полки ритейлера. В первую очередь сложности возникают с выкладкой товара. По словам Сергея Борисова, продукцию на полку могут не выставить, поскольку у торговой сети нет своих сотрудников, которые бы этим занимались. Соответственно, в тестовом периоде ритейл видит заниженные показатели и отрицательный рейтинг поставщика — представителя сектора малого и среднего предпринимательства по продаже. В итоге продукт рекомендуют к выводу из сети.
Еще одной проблемой взаимодействия малого бизнеса и рынка ритейла Сергей Борисов назвал неподъемные коммерческие условия и скрытые ретро-бонусы (РБ), которые превышают 5%, несмотря на то, что в соответствии с законом максимальный размер РБ составляет 5% от цены приобретенных товаров. «Нам известно, как ритейл в данном случае собирает дополнительные средства с производителей — это выставление штрафов и маркетинговые активности, как например "участие в каталоге", в котором по итогу производителя нет. Нашим предложением было бы в частном порядке разбирать такие случаи — это очень важная задача для совместной работы», — отметил спикер.
Помимо этого, во время проведения акций отмечается несоответствие реальной цены и цены на ценнике — ее не успевают поменять в торговом зале. Также фиксируются искусственно завышение цены.
Сергей Борисов подчеркнул необходимость введения уникальных условий для малого бизнеса: отдельной планограммы (схематическое изображение товара на полке с указанием его количества), маркетинговых активностей и создание рабочей группы, в рамках которой будут разбираться вопросы, с которыми сталкиваются представители сектора МСП при выходе на полки торговых сетей.
В завершение своего выступления Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» отметил важность данного мероприятия с точки зрения выстраивания нового формата взаимодействия между рынком ритейла и малым бизнесом.
Источник изображения: opora.ru