В условиях распространения коронавируса и связанного с ним карантина специалисты-медики советуют как можно реже посещать общественные места, в том числе отделения банков. Однако бывают ситуации, когда визита к ближайшему терминалу не избежать. И тут приходится соблюдать не только санитарные меры безопасности, например, пользоваться терминалом в одноразовых перчатках, но и проявлять особую бдительность и внимательность при совершении операций со своей банковской картой. К сожалению, мошенники пользуются нервозным состоянием россиян и количество преступлений с банковскими картами и счетами, по статистике МВД, увеличивается. Руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгений Леонов рассказал о самых распространённых способах обмана держателей карт.
Невнимательны и доверчивы
По словам Евгения Леонова, практически все удавшиеся случаи мошенничества связаны с невнимательностью и доверчивостью держателей карт. Слова эксперта подтверждают и официальные данные: по сообщениям Центробанка, более 80% несанкционированных списаний с карт россиян связано с низким уровнем киберграмотности и неосторожностью граждан. А 29% хищений с банковских счетов происходит из-за низкой осведомленности и неосторожности при использовании мобильных средств связи.
Серьезный шаг в вопросе обеспечения безопасности банковских операций – создание базы биометрических данных. Считается, что многоступенчатая идентификация сделает доступ мошенников к счетам граждан практически невозможным.
Смотри не перепутай!
Смс как будто от банка – наиболее распространенный способ, который
используют мошенники. Типичное сообщение – о блокировке карты с указанием номера телефона, на который нужно перезвонить, чтобы карту разблокировали. «Запомните: перезванивать стоит только на номера банка, указанные на официальном сайте, на обороте банковской карты. А лучше уточнить информацию о блокировке в офисе банка», - продолжает эксперт.
Ошибочный перевод на карту – тоже повод насторожиться. На ваш счет незнакомец зачисляет некую сумму, а затем поступает звонок с просьбой вернуть деньги, но на другую карту. «Если вы переведете деньги, ваш счет могут заблокировать по подозрению в финансовых махинациях. По той же причине не стоит оставлять нежданно полученный «подарок» у себя», - говорит руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгений Леонов. «Если человек действительно ошибся, он может обратиться в банк и отменить перевод, если же обратного перевода требуют от вас, это повод обратиться в службу безопасности банка», - говорит эксперт.
Испытанный мошеннический способ – рассылка электронных писем или смс от незнакомых адресатов со ссылками.
Это может быть приглашение на работу, уведомление о наличии долга или аресте имущества, смс о поступлении денег. «Переходить по ссылке, скачивать что-то - небезопасно. Скорее всего, ссылка ведет к вредоносной программе, которая поможет преступникам получить ваши персональные данные», - продолжает Евгений Леонов.
Излюбленный метод мошенников - установка на банкоматы устройств, считывающих данные магнитной полосы и PIN-код карты с целью создания дубликата. Иногда мошенники портят картоприемник, карта застревает и они забирают ее. «Это самый примитивный способ мошенничества, банки и правоохранительные органы успешно борются с ним», - говорит руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!». Не стоит забывать элементарные правила безопасного пользования банкоматами.
Эксперт рекомендует пользоваться только терминалами, установленными в госучреждениях, филиалах банков, торговых центрах, гостиницах, вокзалах, а также отказаться от использования устройств, запрашивающих PIN-код карты для входа в помещение, где установлен банкомат.
«Существуют элементарные правила: вводить PIN-код так, чтобы находящиеся рядом люди не могли его видеть, не использовать некорректно работающий банкомат. Если банкомат не возвращает карту, сообщите об этом в банк по телефону, указанному на устройстве. Не принимайте при этом советы и помощь посторонних людей», - говорит руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!».
Позвонить и напугать
Телефонные звонки от мошенников с психологическим воздействием на жертву, а также использование «технологии подмены» - тоже довольно распространенный метод махинаторов.
Клиенту банка звонят с подложных номеров, копирующих номера финансовой организации (например, городского номера или с номера горячей линии 8800), представляются сотрудниками службы безопасности и сообщают, что ими зафиксирована попытка съема денег с карты клиента. «При этом злоумышленники, как правило, уже владеют довольно обширной информацией о человеке, знают его имя, номер карты, даже пароль для входа в онлайн-сервисы. Все, чего им не хватает для завершения операции, это либо трехзначного CVV-кода с обратной стороны карты, либо пароля из смс-рассылки для подтверждения перевода. Главная задача преступников – запугать жертву и как можно скорее получить нужную информацию. И довольно часто это у них получается», - продолжает Евгений Леонов.
«Запомните главное: сотрудники банков не имеют права спрашивать у клиентов номера карт, PIN-коды, коды подтверждения! Если вам позвонили по телефону с просьбой предоставить информацию о банковской карте, знайте – это мошенники! Никому, никогда, ни при каких условиях не сообщайте эту информацию!» - рекомендует руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгений Леонов.