14:08
+26 C°
Пробки:   1
$
65.9961
73.2227

Позиционирование в маркетинге

10 марта 2016 года
992
Позиционирование в маркетинге
Не так давно, всего полвека назад, была эра продукта. Достаточно было произвести продукт чуть лучше, чем другие предприятия, вложить немного денег в рекламу и вот - ты уже продаешь в достаточном объеме. Твое дело следить за качеством товара и объемом выпускаемой продукции. Но эти замечательные времена прошли.

Сейчас эра покупателя. На человека обрушивается масса рекламы по различным средствам информации, и небольшое количество рекламы, явно недостаточно. Ваше рекламное объявление затеряется среди сотен других. Кроме того, из-за глобализации производства, есть большое количество похожих товаров, которые кроме отличия в упаковке и в названии, не имеют никаких различий.

Вспомните, когда вы приходите в магазин, а там стоит двенадцать брендов одеколонов. Купили неподходящий, расстроились, выкинули, купили новый. Но у вас, скорее всего, нет желания промахнуться с дорогой покупкой или травиться некачественной едой. Поэтому приходится приобретать те бренды, которые более или менее знаешь, в надежде приобрести качественный товар.

В 1972 в PR и маркетинге состоялась революция. Запустила ее небольшая брошюра гуру PR и маркетинга Эла Райса и Джека Траута «Эпоха позиционирования». Сегодня ни один профессионал в этих двух областях не пренебрегает описанными еще 40 лет назад принципами, и именно их применение определяет успех или неудачу кампаний по продвижению. Примечательно, что автор административной технологии Рон Хаббард, полностью включил ее, без каких бы то ни было правок и оговорок в инструкции для своих специалистов по PR, маркетингу и рекламе.

Очень важно понимать, какое место занимает в голове потребителей тот или иной брэнд. Так называемая «лестница продукта». Например, я, когда-то проходил обучение по продажам в Харькове, где то около 1997г. И в группе учащихся находился предприниматель, который занимался продвижением и продажей пельменей «Сытый тато». У них было очень неплохое оборудование, он закупал хорошее мясо и делал качественные пельмени. Они были немного дороже остальных, но судя по рассказам, намного качественней других пельменей, производимых на рынке. Он говорил, что у него пельмени номер один на рынке г. Харькова.

Но мы провели опрос среди обучающихся, попросили их вспомнить, какие марки пельменей они приобретают. 80% процентов из них назвали пельмени «Дрыгало», «Левада». На третьем месте были другие марки, а половина не смогла вспомнить никаких других пельменей, кроме этих двух марок. На вопрос о качестве они отвечали, что нормальные пельмени.

Этот товарищ был просто потрясен. Он говорил: «Этого не может быть. У «Дрыгало» гораздо хуже оборудование, они не производят качественного контроля закупаемого мяса». Возможно, он был полностью прав с точки зрения производителя. Но с точки зрения человека, который собирался позиционировать свои пельмени как продукт номер один, он ошибался. У потребителей уже была выстроена лестница брендов в голове. А он собирался действовать, так как будто он находится в вакууме, и у него нет конкурентов.

Т.е. ему предстояло сначала вытеснить конкурента с первой позиции, занимаемой в умах потребителей и самому занять его место. А это очень большие деньги. Возможно, ему следовало создать позицию элитные пельмени, или пельмени для особых случаев. Что-то вроде этого. Ту позицию, которой не пришлось бы бороться с уже устоявшей «лестницей продукта» в разуме потребителей.

Из этого примера можно сделать два вывода. Прежде чем разрабатывать стратегию рынка необходимо провести опрос и уточнить ту лестницу брендов, которая есть в голове у потребителей. А потом уже можно рассматривать, как позиционировать свою компанию или брэнд, в отношении к существующим брендам. И второй важный вопрос, есть ли у вас достаточно денег для того, что бы занять и удерживать позицию.

Есть еще некоторые особенности в позиционировании. Компания «24 волта+» занималась тем, что ставила любую аудио видео технику и системы навигации в автомобили. Они делали это с помощью качественных проводов и довольно быстро. Компания заняла первое место в своем городе в сознании клиентов по автомобильной технике. У них, неплохо, шли дела, и они решили заняться под этим брендом продажей аудио видео техники, а не только ее установкой. Обороты компании выросли, и поступило предложение заняться продажей бытовой аудиовидеотехникой под этим же брендом.

Но тут вышла осечка: им пришлось бороться с магазинами «Фокстрот», «Эльдорадо» и специализированными магазинами. И постепенно за пару лет бренд «24 вольта +» размылся и перестал занимать в умах клиентов первое место среди компаний по услугам монтажа аудио видео техники в автомобилях. Здесь мы видим, что компания не придерживалась стратегии позиционирования, а попыталась заниматься различными продуктами.

Еще один пример отклонения от стратегии позиционирования. Компания занималась продажей детских вещей. Они позиционировали себя, как продавца детских вещей среднего качества, компания номер два. Их конкуренты занимали чуть больший объем рынка, и они сыграли на этом. Они рекламировали, что им приходится больше работать и вдвое следить за ассортиментом и качеством товара, что бы догнать конкурентов. И вот пришел творческий директор и сделал другую рекламу. Которая говорила, что они компания номер один и их продукты намного качественней, чем у других, и продаются за меньшие деньги. Они запустили эту крупную, по их меркам, компанию по нескольким СМИ. И через месяц продажи упали. Клиенты не воспринимали их как компанию номер один (они рекламировались как компания номер два около пяти лет), клиенты не понимали, почему более качественный товар стоит дешевле. В этом был, какой то подвох. В общем, мы наблюдаем тут, как творчество буквально перечеркивает стратегию продвижения компании.

Делаем отсюда вывод, отдавая продвижение в руки творческих людей, не забудьте проверить, соответствует ли результат, той позиции, что была раньше. Причем проверять нужно с точки зрения покупателей, которые не знают всей информации о вашей компании, и которой творческие люди не могут устно рассказать, что они хотели передать своей рекламой. В крайнем случае, можно взять рекламу и спросить, клиента. О чем говорит эта реклама. В отдельных случаях, вы будете поражены до глубины души, насколько точка зрения клиента и творческого человека различаются.

Есть рынки, которые еще пока не отстроили брендовую лестницу. Тут, правда, не все так просто, но и не все так дорого, как борьба на устоявшемся брендовом рынке. Как отмечали Джек Траут и Эл Райс в своей революционной брошюре «Эпоха позиционирования», на которой и основана данная статья «Если специалист по рекламе хочет создать новую категорию продукта, он должен образовать новую лестницу. Это так же сложно, если новая категория не занимает определенную позицию по отношении к старой категории. В уме человека нет места для новой категории, которая отличается от старой, если только она не связана с ней».

Не обязательно вкладывать в рекламу много миллионов. Достаточно выбрав позицию придерживаться ее не меняя направление в рекламе, и не размывая его большим количеством направлений.

Хорошо, а если вы небольшая компания, которая не номер один, два и даже не в первой десятке. Как можно занять позицию в этом случае? Для начала проведите опрос клиентов, что они ценят в вашей компании больше всего. Если есть возможность, опросите клиентов конкурентов, что те ценят в конкурентах. И если у вас сильные позиции по тем вещам, которые не так сильны у конкурентов, позиционируйте относительно их. Например, при опросе выяснилось, что в вашу компанию ценят за то, что она очень быстро отгружает товар со склада и очень быстро готовит документы.

Занимайте позицию компании, которая ценит время своих клиентов и готова усиленно работать, что бы автомобили клиентов не ожидали лишней минуты на погрузке и оформлении документов. Реклама имеет накопительный эффект и со временем вы закрепитесь в сознании клиентов как компания, с которой нет проблем в плане отгрузки и оформления документов. Два три раза постояв на погрузке лишних полдня у ваших конкурентов, возможно, клиент будет искать вашу компанию. Потратьте некоторое время на опросы и разработку стратегии, а не просто продавайте и просто рекламируйте, как все. И это окупится.

Александр Довженко
«Мастерская по ремонту бизнеса DarCenter»

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
«Дамате» перечислила в бюджет Пензенской области 303 млн рублей
23 июля 2019
1908
ГК «Дамате» за полгода перечислила в бюджет Пензенской области 303 млн рублей. Общий объем уплаченных сборов в социальные фонды, казну и налоговые органы составил 631 млн рублей. «Д
Бизнесмены Пензы получат помощь в выходе на рынки других стран
13 июля 2019
1728
Бизнесмены Пензы могут обратиться в Фонд поддержки предпринимательства и получить там помощь разного характера. Среди важных аспектов деятельности этой организации - способствование выхода на рынки ин
Рейтинг персон Пензы 2019 - 2 квартал
1 июля 2019
1838
ГлобалПЕНЗА.ру рад представить ТОП-20 PR-активности ключевых персон отрасли экономики, политики и общественной жизни Пензы за 2-й квартал 2019 года. Рейтинг составлялся на основе проведенного кон
Минэкономики разберется с проблемами пензенских бизнесменов
23 июня 2019
1878
Министерство экономики разберется с проблемами пензенских бизнесменов. Работа будет вестись по заполненным предпринимателями анкетам. В анкете бизнесмены могут рассказать о проблемах при взаимодейств
Белозерцев ответил на жалобу Путину о частых проверках бизнеса
22 июня 2019
1920
Губернатор Иван Белозерцев ответил на жалобу президенту Владимиру Путину о частых проверках бизнеса в Пензенской области. Ситуация разбиралась во время «Прямой линии». Предприниматель рас

Последние новости

Смотреть все
Россияне тратят около трети «продуктового» бюджета на мясо
19 августа 2019
325
Согласно отчёту, обнародованному Росстатом, россияне тратят на приобретение мяса порядка 30 % от всего своего «продуктового» бюджета. Причинами такой ситуации являются, главным образом, ра
Пензенский губернатор поручил решить проблему со строительством домов
19 августа 2019
368
Пензенский губернатор Иван Белозерцев в рамках оперативного совещания поручил представителям власти решить проблему с возведением домов в областном центре. Мероприятие имело место сегодня, 19 августа.
Биоэнергетика получила от государства новый стимул
18 августа 2019
524
Биоэнергетика, а именно переработка отходов органики в энергию, получила от государства новый стимул. Благодаря усилиям правительства выросли инвестиции в данную сферу. Речь идёт о так называемой анаэ
В Пензе состоится ярмарка одежды местных производителей
18 августа 2019
516
В Пензе пройдет ярмарка одежды и аксессуаров местных производителей. Мероприятие состоится в торговом комплексе «Коллаж». В процессе мероприятия клиенты смогут ознакомиться с коллекциями
В Пензе 45 социально значимых проектов реализуют за счет грантов
17 августа 2019
846
В Пензе приступили к реализации социально значимых проектов. На эти цели из городского бюджета выделили 18 млн рублей, еще 15,7 млн рублей добавили жители. «Совместно с главами районных админис
Следуйте за нами