Российская Гильдия пекарей и кондитеров стала информационным партнером ретроспективной выставки «Русский квас – история в этикетках»
С 1 по 31 июля в Музее брендов, истории и дизайна упаковки (г. Сергиев Посад, Пионерская ул. д. 16) работает ретроспективная выставка «Русский квас – история в этикетках». Ее организатор – межотраслевой журнал «Тара и упаковка» при поддержке администрации Музея.
Квас – традиционный русский напиток, который более 1000 (!) лет пользуется заслуженной популярностью на всей территории России и за рубежом. Сегодня некоторые считают, что русский квас является маленькой частицей русской национальной идеи! По вкусовым качествам квас не имеет себе равных! Первое письменное упоминание о нем относится к началу Х века, времени крещения славян киевским князем Владимиром. В «Повести временных лет» написано, что князь приказал «мед в бчелках (бочках), а в других квас возить по городу» - то есть раздать народу еду и напитки — мед и хлебный квас.
Квас на Руси был дешев и потому популярен во всех слоях населения. Рецептов напитка было великое множество: в русских деревнях любая хорошая хозяйка имела свой секрет приготовления кваса. Односельчане говорили: «Дарьин квас», «Марьин квас» и т. д. и т. п.
Существовала и специальная профессия «квасник» - специалист по приготовлению кваса. Причем каждый квасник специализировался на каком-то определенном виде кваса, был, например, «квасником яблочным» или «квасником земляничным» и т. д.
На выставке представлены этикетки для кваса, производимого в Российской Империи в конце XIX – начале ХХ вв., в Советском Союзе в период с 20 – до 80-х гг. ХХ в. и в современной России.
Многие этикетки для кваса, выпускавшиеся в Российской Империи и в СССР давно стали историческими редкостями, предметами коллекционирования. Современным специалистам, дизайнерам, любителям отечественной истории они могут рассказать о многом.
Следует отметить, что в XIX веке, когда бумага была дефицитна, на стеклянных бутылках, в которых продавался квас, наименование их содержимого непосредственно обозначалось на самом стекле бутылок. Образец такой бутылки, в частности, хранится в архиве Музея брендов, истории и дизайна упаковки.
С развитием бумажного производства, с конца XIX века предприниматели начинают использовать бумагу для изготовления этикеток. Первые бумажные этикетки для кваса в конце XIX — начале ХХ века, хотя и имели разнообразную форму, чаще всего были весьма невзрачными в художественном отношении, поскольку напиток считался дешевым и в основном предназначался для потребителей не выше среднего класса.
В первые годы советской власти, в ходе «революционной» национализации предприятий, форму этикеток для кваса (впрочем, как и для многих других продуктов и напитков) в основном копировали с этикеток прежних, «буржуйских» предпринимателей – владельцев пивоваренных заводов. Только тексты на них были заменены на советские.
После Великой отечественной войны форма этикеток для кваса в Советском Союзе была стандартизирована. Этикетки отличались лишь текстом и торговой маркой. И хотя разнообразие их было огромно, в художественном отношении они были весьма примитивны.
Из-за дефицита бутилированного кваса, практически во всех городах СССР его зачастую продавали в разлив, на улицах из бочек. Кроме того, в магазинах довольно свободно продавался концентрат кваса или даже «сухой квас», для домашнего приготовления (этикетки представлены в экспозиции).
Лишь со второй половины 90-х гг. ХХ века, после перехода к рыночной экономике, квас в России начинают разливать и продавать в ПЭТ- бутылках большой емкости (от 1 – до 2-х литров). При этом продажа кваса из бочек, в розлив, во многих регионах России – продолжается.
В настоящее время, в условиях развивающейся полиграфии и растущей конкуренции, качество этикеток для кваса постоянно совершенствуется. Они становятся красочными, эффектными. К их оформлению российские предприниматели иногда привлекают известных дизайнеров.
Некоторые из представленных на выставке этикеток для кваса стали лауреатами профессионального конкурса на лучшую этикетку «Этикетка – русский стиль» и студенческого конкурса на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин», проводимых журналом «Тара и упаковка» с 1995 года.
Выставка предназначена для предпринимателей, работающих в сфере производства пищевой продукции и напитков, для дизайнеров и производителей упаковочной и этикеточной продукции, для студентов университетов и колледжей, школьников и всех, кто интересуется историей нашей страны, всех, кто любит наш национальный напиток!
Выставка «Русский квас – история в этикетках» - передвижная и может быть организована в других музеях и выставочных площадках.
Источник изображения: breadbusiness.ru