По замыслу чиновников, единая система маркировки товаров должна заработать в нашей стране с 2024 года. Инициатива в виде законопроекта «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в РФ» появилась еще в 2016 году. Напомним, в законопроекте тех лет была поименована, в том числе, готовая (переработанная) продукция из мяса и консервы. Законопроект встретил серьезное сопротивление экспертов, Минэкономразвития дало на него отрицательное заключение, все успокоились…как оказалось – лишь на время.
Основное, почему возмутились эксперты по всей стране - даже не дополнительное администрирование процесса нанесения и считывания маркировки, необходимость адаптации оборудования и бизнес-процессов под новые требования. Основное, что вызывает недоумение – платность каждого кода маркировки. Учитывая, что платный значок (цифровой код в формате Data Matrix) стоимостью 50 копеек без НДС (!) должен наноситься на каждую единицу продукции в потребительской упаковке – не трудно себе представить, о каких суммах может идти речь. Представьте, сколько единиц Вы приносите из магазина каждый день, неделю. А сколько это будет за месяц?
Апологеты внедрения системы маркировки средствами идентификации обосновывают необходимость ее внедрения борьбой с контрафактом, контрабандой, фальсификатом и обелением рынка. Но много ли контрафакта и контрабанды есть, например, в молочной, мясной и рыбной отраслях? Ведь в отношении этой продукции уже действуют эффективные и довольно жесткие регулирующие нормы и государственные системы (тот же Меркурий, призванный обеспечить прослеживаемость и избавить от фальсификата и контарафакта – явное дублирование целей).
Может, желание простое? - собрать дополнительные средства в бюджет? Такое обоснование было бы хоть немного понятно участникам оборота. Но в том то и дело, что средства в бюджет поступать не будут, а будут аккумулироваться в коммерческих структурах, взаимодействующих с государством в рамках государственно-частного партнерства.
И о потребителе, несмотря на красивые лозунги, никто усерднее заботиться не собирается. Потребитель и сегодня по Закону «О защите прав потребителей» имеет возможность получить достаточную информацию о товаре и его производителе. Более того, маркировка не гарантирует от подделки (предлагаемая система не предусматривает контроль товара) и может создать у потребителя иллюзию качественного и аутентичного товара.
Введение маркировки однозначно приведет к росту себестоимости товаров. Болезненнее всего это отразится на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателях, поскольку в их выручке дополнительные затраты на маркировку будут занимать большую долю. Среди покупателей больнее всего будет наиболее обеспеченным гражданам, которые могут себе позволить лишь небольшие по объему и стоимости покупки.
Как ни печально, складывается стойкое ощущение, что в навязываемой концепции маркировки проигрывают все: производители, импортеры, торговля и потребители. Кроме операторов системы, производителей контрольных знаков (марок) и соответствующего оборудования.