В течечие нескольких лет на государственном уровне широко обсуждаются проблемы и перспективы трансформации российской экономики в сторону цифровых технологий и инновационной промышленности.
Переход к цифровой экономике невозможен без последовательной и долгосрочной кадровой политики. Но решают ли кадры все в данном случае, и если да, то как подойти к вопросу системно и максимально эффективно? На эти вопросы постарались ответить спикеры и гости заседания Комитета МТПП по промышленной и инновационной политике, которое состоялось 15 декабря на территории Технопарка «Калибр».
Государственную повестку и актуальное состояние подготовки кадров с точки зрения регуляторов осветили Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» и Василий Третьяков, Советник ректора по стратегии и развитию «Университета-2035». Юлия рассказала о том, какие специальности востребованы по состоянию на сегодня, как государственные программы учитывают спрос на IT-специалистов и реагируют на пожелания бизнеса. «Бизнес нужен, чтобы учили не на количество, а на качество» - отметила Юлия приоритеты взаимодействия с предприятиями. На теоретическом уровне в докладе было раскрыто понятие «цифровых компетенций» как двухуровневого термина, который объединяет навыки программирования и владение цифровыми инструментами в широком смысле.
Василий Третьяков в своем выступлении раскрыл тему подготовки специалистов через индивидуальные образовательные треки и междисциплинарные программы ВУЗов, особенно подчеркнув, что «точность попадания в компетенции – это большая проблема, так как компаний и запросов – тысячи». При этом на федеральном уровне попытка решить кадровую проблему осуществляется путем реализации таких программ, как «Код будущего» для школьников, «Заработаем вместе» - создание платформы для построения карьеры и т. д. В ответ на запрос из зала Василий подтвердил, что любая компания – представитель малого и среднего бизнеса – может обратиться к помощи Университета 2035 в подготовке специалистов, так как в пуле проекта более 140 партнерских вузов.
Подготовка инженерно-технических кадров на примере московской промышленности была раскрыта Екатериной Евсеевой, администратором проекта Правительства Москвы «Московская техническая школа». Екатерина рассказала о том, что существует Постановление Правительства Москвы №618-ПП, в рамках которого субсидируется до 95% затрат на обучение сотрудников, и эта мера поддержки не пользуется популярностью из–за недостаточной информированности предприятий. Московская техническая школа, по программам которой уже прошли обучение 578 человек, готова к сотрудничеству и приему запросов от столичной промышленности.
Неотъемлемой частью кадровой политики являются высшие учебные заведения. Интересный взгляд на траектории развития образования предложила Екатерина Золотухина, Заведующий лабораторией ФИЦ ПХФ и МХ (Федеральный исследовательский центр проблем химической физики и медицинской химии РАН). По ее мнению, конкуренция среди вузов необходима для того, чтобы промышленным предприятиям было проще привлекать квалифицированные кадры. Трансформировав образование в коммерческий продукт, мы сможем добиться прогресса в учебном процессе.
Виктор Малинин, Директор Центра развития технологического предпринимательства МГТУ им Баумана, осветил такие проблемные вопросы, как: дисбаланс в уровне заработных плат, общий уровень школьного образования, «социальные лифты» для специалистов и т. д. Как считает Виктор, есть предпринимательские команды, готовые оперативно решать запросы с рынка, но ключевой задачей здесь является готовность самого бизнеса довериться стартапам в решении задач цифровой экономики и финансировать подготовку кадров.
Со стороны бизнеса к заседанию присоединились: Илья Федичев, Генеральный конструктор компании ЭВОКАРГО, Ильдар Скрижалин, генеральный директор ООО «Интехкард», Константин Середа, генеральный директор АО «Гентерра» и др. Мнение коллег, каждый из которых столкнулся и с непростым периодом пандемии, и с разрывом логистических цепочек, и с последствиями оттока специалистов и режима удаленной работы, сконцентрировалось на трех основных предпосылках:
- необходимость системного подхода, который учитывает интересы всех заинтересованных сторон и синхронизирует запросы регуляторов, учебных заведений, бизнеса;
- запрос на устранение дисбаланса в подготовке специалистов – высокотехнологичные компании нуждаются не только в IT-специалистах, поэтому меры государственной поддержки должны распространяться и на другие направления;
- в актуальных условиях необходимо инвестировать в развитие собственных специалистов, но при этом учитывать риски и рыночные тенденции.
Кроме того, участниками заседания были подняты такие острые вопросы, как: необходимость переподготовки педагогов, способы и механизмы персонализации образовательных траекторий, необходимость изменений в школьных учебных программам.
По итогам мероприятия планируется оформление резолюции с учетом озвученных предложений.
Источник изображения: avatars.mds.yandex.net