«Ингосстрах» подвел итоги деятельности по противодействию страховому мошенничеству за 2022 год. Компания предотвратила 1806 попыток мошеннических действий, связанных с неправомерным получением денежных выплат. В целом за прошедший год отмечается рост на 7,7% зафиксированных случаев мошенничества в отношении компании по сравнению с предыдущим годом.
Деятельность департамента анализа и защиты информации (ДАиЗИ) «Ингосстраха» позволила компании сохранить денежные средства в объеме 2,9 млрд рублей. Третья часть этой суммы – 965 млн рублей составляют предотвращенные выплаты по убыткам, имеющим признаки страхового мошенничества; остальная сумма приходится на взыскание дебиторской задолженности, урегулирование регрессных претензий и прочее.
Сотрудники ДАиЗИ в 2022 году направили 175 обращений в органы внутренних дел, по результатам которых возбуждены 108 уголовных дел. Причина подачи заявлений о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы – выявленный и установленный факт мошеннических действий в отношении компании. При этом девять десятых всех заявлений приходятся на моторное страхование.
За прошедший год предотвращены 180 случаев крупных мошенничеств, когда заявленный размер страхового возмещения превышал 600 тыс. рублей. В общей сложности в рамках противодействия мошенническим действиям с крупными суммами убытков предотвращены неправомерные выплаты в объеме 626 млн рублей.
По-прежнему наиболее уязвимым видом страхования с точки зрения мошенничества остается автострахование. На его долю приходится до 85% мошеннических действий. В 2022 году сумма предотвращенного ущерба в этом направлении бизнеса составила более 317 млн рублей. Чаще всего мошенники заявляют неправомерные претензии по полисам ОСАГО (1530 фактов).
Кроме этого, на протяжении 2022 года продолжались работы по организации розыска транспортных средств, заявленных в угон, по которым клиентам выплачено страховое возмещение. В результате обнаружены 66 ранее похищенных автомобилей. Компании возвращены 28,4 млн рублей. Доказаны в судах и предотвращены к выплате 82,7 млн руб. Предотвращена выплата по 22 убыткам, связанным с инсценировкой краж транспортных средств самими страхователями.
«Новым «изобретением» мошенников, получающим всё большее распространение, стали подставные ДТП на перекрёстках с круговым движением, где мошенники «подлавливают» водителей грузовиков, принадлежащих юридическим лицам и не очень опытных водителей и, пользуясь буквальным толкованием ПДД, выставляют себя потерпевшими. Причём для автоподстав используются подержанные автомобили ТОП-сегмента, для которых единая методика расчёта ущерба устанавливает максимальные расценки на замену повреждённых кузовных деталей. Однако, к концу года противоядие от этой беды наконец найдено – началось массовое возбуждение уголовных дел», – комментирует заместитель генерального директора по защите активов компании «Ингосстрах» Александр Гуляев.
Чтобы не стать жертвой мошенников в этой ситуации эксперты компании рекомендуют водителям не поддаваться на «любезные приглашения» владельцев таких машин, которые всеми способами, имея преимущественное право проезда, делают вид, что пропускают другого участника движения. Скорее всего, в момент, когда пропускаемый совершает манёвр, этот «любезный водитель» резко ускорится, совершит столкновение и по Правилам дорожного движения окажется пострадавшим, указывая на то, что ему не предоставили возможность проехать, на которую он имел полное право.
В 2022 году «Ингосстрах» столкнулся и с иными неправомерными претензиями на крупные суммы в других видах страхования. Так, в компанию была заявлена претензия по полису страхования грузов, в которой указано, что в результате ДТП пострадала партия электрошкафов, перевозимых автомобильным транспортом. В ходе проверки было установлено и документально подтверждено, что в заявленном ДТП пострадал только тягач, а буксируемый им полуприцеп и груз не пострадали. После ознакомления с результатами проверки обстоятельств представитель страхователя написал заявление об отзыве претензии.
«Борьба со страховым мошенничеством требует значительных усилий со стороны всех игроков рынка, а также улучшения взаимодействия с силовыми ведомствами. Ситуация осложняется появлением новых мошеннических схем и случаев, когда преступление совершается группой лиц. «Ингосстрах» имеет большой опыт в противодействии злоумышленникам, специалисты внимательно изучают все случаи, имеющие признаки преступления и принимают оперативные меры для их предотвращения», – отмечает Александр Гуляев.