В Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Российский экспорт продукции АПК 2023: перспективы и новые возможности», организованный при поддержке Федерального центра «Агроэкспорт». В дискуссии приняли участие руководители «Агроэкспорта», ВШЭ, отраслевых союзов и ассоциаций, а также консалтинговых агентств. Эксперты обсудили основные вызовы, риски и потенциал развития для российских экспортеров в текущих условиях.
Руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов: «В нашей стране сформирован достаточно хороший набор мер поддержки экспортеров АПК, направленных на создание конкурентоспособной продукции и обеспечивающих доставку товаров до границы. Однако, чтобы успешно противостоять крупным зарубежным конкурентам, в том числе транснациональными компаниям, нам необходимо обеспечить долгосрочное присутствие на внешних рынках, заходить на полки сетевого ретейла, формировать лояльность конечных потребителей и создавать для этого необходимый набор инструментов».
Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг: «Мы проводим с «Агроэкспортом» огромную работу по [выстраиванию] навигации на целевых перспективных рынках в сфере агропрома для российских компаний-экспортеров. В подготовку экспортных гидов были вовлечены порядка 70 отраслевых экспертов, включая как специалистов ВШЭ, так и наших партнеров в других странах».
Исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев: «Нужно переходить от модели сырьевых поставок к модели долгосрочного закрепления и формирования лояльности как к продукции, так и сервису российских компаний. Наша задача – сформировать благоприятный имидж и устойчивое позиционирование российских производителей как надежных и заслуживающих доверия на международной арене».
Президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев: «В России динамика роста внутреннего спроса на мясную продукцию постепенно снижается. Поэтому для нашей отрасли экспорт – это не перспективы развития, а условие выживания».
Генеральный директор компании «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев: «Из-за накопления запасов на внутреннем рынке, в этом году молочная отрасль, наверное, впервые столкнулась с ситуацией, когда на первый план выходит вопрос не открытия новых рынков, а аттестации заводов. По сухим молочным продуктам наша продукция сегодня самая дешевая в мире».
Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов: «Без экспорта мы все будем «толкаться» на внутреннем рынке, снижая маржу друг друга и конкурируя за одного и того же покупателя»
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев: «Главный вызов для масложировой отрасли в текущем году – удержать рекордный уровень, который мы достигли в 2022 году, т.е. экспортная выручка на уровне более 8,8 млрд долл.».
Исполнительный директор ассоциации «Асконд» Вячеслав Лашманкин: «В 2023 году экспорт кондитерских изделий может вернуться на траекторию роста. Этому будут способствовать объективные обстоятельства, которые складываются на мировых рынках. В частности, мы отмечаем рост потребления кондитерских изделий в развивающихся странах и активно работаем над поиском новых направлений для расширения географии нашего экспорта».
Президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна Олег Радин: «История успеха для нашей отрасли – это мальтодекстрин. Если в 2018 году мы практически весь объем импортировали, то по итогам прошлого года не только обеспечиваем свои потребности, но и осуществляем поставки почти в 40 стран мира».
Источник изображения: moskva.bezformata.com